В 1780 г. петербургский мастер Киршник высказал идею о создании музыкального инструмента с язычками и указал на способ извлечения звука, который теперь применяется во всех язычковых музыкальных инструментах.
В 1821 г. берлинский мастер Ф. Бушман сконструировал губную гармонику. Такая гармоника представляла собой продолговатую коробку, разделенную на ячейки (камеры), в каждой из которых помещался металлический язычок, настроенный на определенный тон.
В 1822 г. Ф. Бушман добавил к губной гармонике резервуар-мех, сходный по форме с кузнечными мехами. Обе крышки гармоники были соединены вдоль одной из сторон и могли раскрываться и закрываться подобно вееру или крышкам переплета книг.
На правой крышке находился гриф с небольшим числом клавиш (6-9 шт.), на левой - ручка для растягивания и сжимания меха. На такой гармонике исполнялась только мелодия, клавиатуры для исполнения аккомпанемента не было.
В 1829 г. русский мастер Демианов, проживавший в Вене, усовершенствовал этот тип гармоники, придав меховой камере современную форму. Он создал основные элементы конструкции, сохранившиеся в основном до настоящего времени: корпус, состоящий из правой и левой крышек с клавиатурами, и меховую камеру.
Гармоника Демианова имела 7 клавиш, расположенных в один ряд, для правой руки (мелодия) и 2 клавиши для левой (аккомпанемент).
С этого времени стали изготовлять две основные разновидности инструмента: немецкие и венские гармоники. Различие между ними заключалось не столько в музыкально-исполнительских возможностях, сколько в устройстве корпуса. На немецких гармониках клапаны мелодии размещались снаружи правой крышки, а клавиатура для левой руки - на специальной ручке, называемой грифом. На венских гармониках клапаны мелодии помещались в углублении правой крышки и закрывались деревянной сеткой, а клавиатура для левой руки - непосредственно на крышке аккомпанемента.
В начале 40-х годов XIX в. подобные гармоники появились в России.
О появлении ручной гармоники в России в литературных источниках указывается, что любители музыки из привилегированных слоев населения покупали гармоники за границей, которые затем через крепостных слуг попадали в деревню.
Кроме того, гармоники могли завезти иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы.
Несколько позднее среди тульских кустарей существовало мнение о местном происхождении гармоники. Считалось, что ее изобрели оружейные мастера Сизов и Шкунаев. Имеются сведения, что уже в 30-х годах XIX и. в Тульской губернии производились гармоники. К сожалению, нельзя выяснить, о каких гармониках идет речь: о губных или ручных.
Уже в середине XIX в. в России широкое распространение получило кустарное производство гармоник в Тульской, Вологодской, Новгородской и Вятской губерниях, а в 80-х годах гармонный промысел развился в Петербурге, Тверской, Симбирской, Ярославской, Нижегородской, Волынской, Московской, Орловской и Костромской губерниях.
Первые гармоники, изготовляемые в России местными кустарями, были однорядные.
Представительницей однорядных гармоник является тульская восьми клавишная гармоника с аккомпанементом для левой руки. В этой гармонике при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов: при разжиме меха один звук, при сжиме другой. В дальнейшем такие гармоники стали называться гармониками русского строя.
Тульская гармоника располагала мажорным звукорядом для исполнения мелодии, тоникой и доминантой в аккомпанементе. Одиако этими звуками нельзя было пользоваться свободно, так как при разжиме и сжиме меха одни ноты с аккомпанементом могли звучать только на фоне тонической гармонии, другие- только на фоне доминантовой.
Основным недостатком первых тульских гармоник являлась не столько ограниченность диапазона звуков, сколько отсутствие свободы звучания в аккомпанементе.
Дальнейшее развитие русской однорядной гармоники шло по линии преодоления этого недостатка. Желание от него избавиться и стремление исполнять на гармонике мотивы местного песенного фольклора привели к созданию различных типов гармоник, называвшихся по месту изготовления и распространения их: саратовские, касимовские, череповецкие, вятские, ливенские, елецкие, сибирские, смоленские и др.
Саратовская гармоника по строю и количеству звуков (8-10 клавиш) была близка тульской. Для левой руки была добавлена третья клавиша (подголосок). Некоторые саратовские гармоники имели в басовой партии четыре клавиши и два колокольчика. Четвертая клавиша располагалась на задней стенке басовой ручки, а колокольчики - спереди ручки: один на верхнем и другой на нижнем концах.
Череповецкие гармоники (черепашки) отличались от тульских крайне малыми
размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на
стенке корпуса. Эти гармоники получили широкое распространение в конце XIX. начале XX в.
Активным пропагандистом черепашек был известный русский гармонист П. Невский.
Работая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Такая гармоника по месту изготовления (г. Ливны) была названа ливенкой.
Характерная особенность этой гармоники заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук.
Известно, что западные мастера применили такой порядок расположения звуков значительно позже.
В этот же период (70-е годы XIX в.) сибирскими мастерами была изготовлена сибирская гармоника, подобная ливенке. Звукоряд мелодии располагался в одном ряду (15 клавиш), в басовой части - в два ряда (12 клавиш).
В 40-х годах прошлого столетия ручная гармоника тульской работы была завезена в Вятскую губернию, где развитию гармонного промысла значительно способствовало умение многих вятских кустарей отлично выполнять столярно-отделочные работы, так как кустарное производство изделий из дерева в Вятской губернии к тому времени уже было развито.
В 70-80-е годы XIX в. гармонный промысел Вятской губернии в связи с улучшением качества голосовых планок и хорошей выработкой всех деревянных частей, а также высоким качеством отделки стал конкурировать с гармонным промыслом Тульской и других губерний.
Одновременно с развитием производства гармоник продолжалось их дальнейшее усовершенствование.
В первой половине 70-х годов XIX столетия впервые русскими мастерами были сконструированы двухрядные гармоники в Бологое.
Основные конструктивные принципы у бологойских гармоник были те же, что и у тульских. Клавиатура первого ряда мелодии имела звукоряд, аналогичный звукоряду тульской однорядной гармоники; во втором ряду звукоряд повторялся на кварту ниже. Аккомпанемент у бологойской гармоники ограничивался тремя мажорными аккордами.
Однако и это усовершенствование не смогло удовлетворить всех требований музыкантов того времени. Репертуар исполняемых произведений выдвигал необходимость создания инструмента с полным хроматическим звукорядом.
Создателем первой русской хроматической гармоники был русский музыкант-самородок тульский рабочий-красильщик Николай Иванович Белобородов, который был страстным музыкантом-гармонистом и в течение всей своей жизни стремился к созданию новой гармоники с хроматическим строем. Наконец, в 1870 г. новый инструмент был создан.
В гармонике Белобородова правая клавиатура состояла из двух рядов. Двенадцать клавиш первого ряда, расположенных ближе к сетке, были похожи на черные клавиши фортепиано. Рабочие площадки тринадцати белых клавиш второго ряда имели квадратную форму. Клавиатура для левой руки (басовая) состояла из размещенных в одном ряду десяти больших клавиш такой же формы, как и клавиши современных гармоник и баянов.
При участии Белобородова тульскими мастерами было изготовлено 20 хроматических гармоник.
Таким образом, можно утверждать, что первая хроматическая гармоника была создана русским музыкантом Н. И. Белобородовым в Туле на 20 лет раньше, чем в Западной Европе.
В 80-90-е гг. в обиходе встречались немецкие и венские двухрядные гармоники, но
они не получили большого распространения в России. По принципу венской гармоники
русские мастера создали более совершенный вид гармоники - венку русского строя.
Коренное изменение в клавиатурный басовый механизм гармоники было внесено тульским мастером Чулаковым. Был изготовлен гнутый механизм, при помощи которого появилась возможность одновременно извлекать звуки аккомпанемента с разным сочетанием нот при нажатии на одну кнопку, басовой клавиши.
Примерно в эти же годы в городе Ельце Орловской губернии появились гармоники,
клавиатура которых располагалась по принципу фортепьяно.
Первая такая гармоника была сконструирована мастером Ильиным, а вторая, более совершенная, - елецким мастером Черных. Диапазон елецкой рояльной гармоники в мелодии охватывал звуки от ноты до первой октавы до фа третьей октавы включительно. Клавиши для левой руки располагались с обеих сторон грифа.
А. Новосельский в своей "Книге о гармонике" отмечает, что елецкие гармоники известны в России с конца прошлого столетия, в то время как на Западе рояльные гармоники получили распространение в 1910 - 1920 гг.
В 1891 г. баварский мастер Мирвальд сконструировал гармонику, клавиатура которой имела полную хроматическую гамму в диапазоне четырех октав. Клавиши мелодии в этой гармонике располагались в три ряда. Каждая клавиша при разжиме и сжиме меха давала один и тот же звук, но аккомпанемент состоял из мажорных трезвучий.
Вскоре басовая клавиатура была усовершенствована и расположена в 3 ряда: в первом (от меха) двенадцать басовых нот, во втором - мажорные аккорды и в третьем - минорные.
Примерно в 1892 г. такая гармоника уже была известна в России.
Аккордеон (от фр.accordeon) — музыкальный инструмент, ручная гармоника. В русской традиции обычно принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) в отличие, например, от баяна. Однако иногда встречается и наименование «кнопочный аккордеон».
В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония). До сих пор самыми распространёнными в России являются аккордеоны фирмы «Weltmeister» (различных марок, например, Diana, Stella). Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные («Horch», Hohner(англ.)), так и российские («Берёзка», «Меркурий»).