Рождение Фортепиано
Обычно историю фортепиано выводят по такой схеме: клавикорд-клавесин-фортепиано.
Но эта схема говорит больше о возрасте каждого из клавишеструнников. Однако если
отбросить хронологию и принять во внимание устройство главного узла, который
передает механическое движение с клавиш на струну, то убедимся, что
предшественником фортепиано был не клавесин, а клавикорд. В клавикорде и в
фортепиано происходит удар по струне, а в клавесине струна защипывается. Правда,
этот главный узел стал в фортепиано очень сложным, не похожим на тангент
клавикорда, но принцип остался прежним – удар по струне. Поэтому классификация и
клавикорда, и фортепиано выглядит так: струнно-клавишно-ударный инструмент. А
клавесина – струнно-клавишно-щипковый.
Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео
Кристофори. Но не он один причастен к рождению фортепиано. Во Франции Жан Мариус,
в Германии Готлиб Шрётер предложили свои конструкции нового инструмента.
Первые инструменты были настолько несовершенными, что о немедленном и
безоговорочном их признании не могло быть и речи. Жан Мариус не предусмотрел
глушители для струн, и во время игры их звучание сливалось в сплошной гул. У
инструмента Шрётера все было наоборот: струны заглушались так быстро после
удара, что певучая мелодия не получалась. Поэтому инструмент Кристофори и
оказался более удачным, а кроме того, он был продемонстрирован публике раньше,
чем инструменты Мариуса и Шрётера.
Бартоломео Кристофори работал хранителем и реставратором музея музыкальных
инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям герцога
объявили. Что их ожидает сюрприз. Изобретенное Кристофори фортепиано и было тем
сюрпризом. Но ожидаемой радости не получилось. Фортепиано гостям не понравилось
- его звучание показалось чересчур грубым по сравнению с клавикордом и
клавесином. То, что инструмент стал способен даже в одной музыкальной фразе
издавать то очень тихие, то громкие звуки, не спасло дела: сами звуки были
маловыразительными и плохо складывались в музыку. Поэтому в Италии фортепиано
было забыто на многие десятилетия, да и потом с большим трудом обретало
популярность. Больше повезло новому инструменту в Германии. Музыкальный мастер
Готфрид Зильберман, державший в Дрездене клавесинную фабрику, наладил
производство фортепиано, усовершенствованных и им самим, и его фабричными
работниками. Эти инструменты звучали уже лучше первых моделей, но до более или
менее приемлемых было еще далеко. Многие композиторы и исполнители того времени
отзывались о фортепиано неодобрительно. Зильберман показывал один из своих
инструментов Иоганну Себастьяну Баху, но ожидаемой похвалы не получил. Бах
откровенно сказал, что фортепиано звучит грубо и примитивно. Правда через 20 лет
Зильберман вновь продемонстрировал фортепиано Баху, и великий маэстро на сей раз
высказался более мягко. Тем не менее, фортепиано мало-помалу прокладывало себе
дорогу к признанию. Почти сто лет фортепиано не могло конкурировать ни с
клавикордом, ни с клавесином. Себастьяну Баху не суждено было писать специально
для фортепиано. Зато его младший сын Иоганн Кристиан Бах сразу же оценил
преимущества нового инструмента. Одним из первых он выступил перед публикой с
сольным концертом на фортепиано. Тем временем в середине XVIII века, постройкой
фортепиано начинают заниматься многие ведущие музыкальные мастера Европы и
мнение о новом инструменте быстро меняется. Конец XVIII века – это рубеж,
который отделяет период клавирного искусства от фортепианного.
Итак, власть в музыкальном мире переменилась. Если раньше, «королем» музыкальных
инструментов называли орган, а затем продолжительное время царствовал клавесин,
то отныне фортепиано, а точнее крыловидное фортепиано, которое получило название
рояль, что значит «королевский». Отныне рояль стал «властителем музыкальных
дум».