Рождение Фортепиано

Обычно историю фортепиано выводят по такой схеме: клавикорд-клавесин-фортепиано. Но эта схема говорит больше о возрасте каждого из клавишеструнников. Однако если отбросить хронологию и принять во внимание устройство главного узла, который передает механическое движение с клавиш на струну, то убедимся, что предшественником фортепиано был не клавесин, а клавикорд. В клавикорде и в фортепиано происходит удар по струне, а в клавесине струна защипывается. Правда, этот главный узел стал в фортепиано очень сложным, не похожим на тангент клавикорда, но принцип остался прежним – удар по струне. Поэтому классификация и клавикорда, и фортепиано выглядит так: струнно-клавишно-ударный инструмент. А клавесина – струнно-клавишно-щипковый.

Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Кристофори. Но не он один причастен к рождению фортепиано. Во Франции Жан Мариус, в Германии Готлиб Шрётер предложили свои конструкции нового инструмента.

Первые инструменты были настолько несовершенными, что о немедленном и безоговорочном их признании не могло быть и речи. Жан Мариус не предусмотрел глушители для струн, и во время игры их звучание сливалось в сплошной гул. У инструмента Шрётера все было наоборот: струны заглушались так быстро после удара, что певучая мелодия не получалась. Поэтому инструмент Кристофори и оказался более удачным, а кроме того, он был продемонстрирован публике раньше, чем инструменты Мариуса и Шрётера.

Бартоломео Кристофори работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям герцога объявили. Что их ожидает сюрприз. Изобретенное Кристофори фортепиано и было тем сюрпризом. Но ожидаемой радости не получилось. Фортепиано гостям не понравилось - его звучание показалось чересчур грубым по сравнению с клавикордом и клавесином. То, что инструмент стал способен даже в одной музыкальной фразе издавать то очень тихие, то громкие звуки, не спасло дела: сами звуки были маловыразительными и плохо складывались в музыку. Поэтому в Италии фортепиано было забыто на многие десятилетия, да и потом с большим трудом обретало популярность. Больше повезло новому инструменту в Германии. Музыкальный мастер Готфрид Зильберман, державший в Дрездене клавесинную фабрику, наладил производство фортепиано, усовершенствованных и им самим, и его фабричными работниками. Эти инструменты звучали уже лучше первых моделей, но до более или менее приемлемых было еще далеко. Многие композиторы и исполнители того времени отзывались о фортепиано неодобрительно. Зильберман показывал один из своих инструментов Иоганну Себастьяну Баху, но ожидаемой похвалы не получил. Бах откровенно сказал, что фортепиано звучит грубо и примитивно. Правда через 20 лет Зильберман вновь продемонстрировал фортепиано Баху, и великий маэстро на сей раз высказался более мягко. Тем не менее, фортепиано мало-помалу прокладывало себе дорогу к признанию. Почти сто лет фортепиано не могло конкурировать ни с клавикордом, ни с клавесином. Себастьяну Баху не суждено было писать специально для фортепиано. Зато его младший сын Иоганн Кристиан Бах сразу же оценил преимущества нового инструмента. Одним из первых он выступил перед публикой с сольным концертом на фортепиано. Тем временем в середине XVIII века, постройкой фортепиано начинают заниматься многие ведущие музыкальные мастера Европы и мнение о новом инструменте быстро меняется. Конец XVIII века – это рубеж, который отделяет период клавирного искусства от фортепианного.

Итак, власть в музыкальном мире переменилась. Если раньше, «королем» музыкальных инструментов называли орган, а затем продолжительное время царствовал клавесин, то отныне фортепиано, а точнее крыловидное фортепиано, которое получило название рояль, что значит «королевский». Отныне рояль стал «властителем музыкальных дум».