Новый имидж образования в XXI веке


Последнее десятилетие перевернуло не только общественное устройство, но и отменило многие прежние приоритеты и ценности. Образование и культура как таковые из числа этих ценностей выбыли, уступив место чисто прагматическим ориентирам. Если учиться, то первый вопрос: «Для чего? Что это даст моему ребенку?». При таком конкретном и практическом подходе музыкальное образование утратило свою привлекательность. Теперь оно не идет ни в какое сравнение с престижными  ныне специальностями ­– менеджментом, экономикой, правом, психологией, финансами и прочими «близкими к земле» профессиями. Быть музыкантом стало невыгодно, а значит не престижно. Как следствие, конкурс в вузы катастрофически упал,  уступив место хроническим недоборам.  Состояние профессионального музыкального образования находится в состоянии кризиса….

Вместе с тем есть и отрадные тенденции, которые мы, как музыкальное сообщество, пока оцениваем как негативные. Дело в том, что наши выпускники по специальности не работают. Бывшие музыканты отправляются в свободное плавание: одни идут в бизнес, другие в банковское дело, третьи – в торговлю. Большинству из них удается преуспеть – их не сбивают с толку неизбежные трудности, они не боятся шероховатостей и неожиданностей, которыми  чревато всякое новое дело. Они упорны, настойчивы, и вместе с тем гибки и обладают неоценимым «чувством настоящего момента». Всякий музыкант в этом приблизительном портрете успешной личности узнает наших выпускников: эти необходимые для успеха качества были в них воспитаны их музыкальной биографией.

Иными словами, музыкант как единица рынка труда оказался весьма конкурентоспособным. Исходя из этого, нужно перейти к более широкой философии музыкального образования, которое будет руководствоваться новым лозунгом: «Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии!»

Музыка – гигантский ускоритель общего развития ребенка, действующий всесторонне. Позитивное воздействие музыки начинается уже в младенческом возрасте. Американские исследователи Блюм и Ла Фуэнте в течение 90 часов и на протяжении нескольких месяцев давали беременным женщинам слушать разнообразные аккорды и созвучия. Когда эти «музыкальные» дети родились, их поведение и развитие в лабораторных условиях сравнили с поведением и развитием других детей, которые подобной «музыкальной атаке» не подвергались. Оказалось, что дети из экспериментальной группы гораздо лучше следят глазами за предметом, быстрее начинают держать бутылочку двумя руками, а когда доходит очередь до первого лепета, сразу начинают произносить не односложные просьбы-требования, а короткие фразы из трех слов. На уровне детского развития данные способности можно назвать революционными: научный анализ подтвердил, что связаны они исключительно с музыкальным опытом, который эти дети получили еще до рождения.

Еще один подобный пример. Российский исследователь Татьяна Маляренко в 1996 году в журнале «Физиология человека» опубликовала результаты своих исследований, которые она проводила с детьми 7 лет, занимавшимися музыкой. Их энцефалограмма выглядела иначе по сравнению с энцефалограммой детей, музыкой не занимавшихся. Анализ этих данных говорил о том, что благодаря музыкальным занятиям у детей возникли более тесные связи между работой правого и левого полушарий мозга. Полушария начали работать более согласованно, более слаженно, как бы лучше слушая друг друга.

Помимо лучшей координации деятельности мозговых полушарий, у детей, занимавшихся музыкой, наблюдается значительная релаксация в работе мозга. На языке нейропсихологии это означает, что всякое усилие отнимает у «музыкального» мозга меньше энергии, всякая интеллектуальная работа дается «музыкальному» мозгу легче, а значит, у него остается больше ресурсов для других задач, то есть «музыкальный» мозг больше может, так как на каждое действие затрачивает меньше сил.

Музыка не только умножает силы мозга в целом, но и работает в нескольких нужных любому человеку направлениях. Например, музыка очень помогает усвоению речи, поскольку музыкальные и речевые центры в мозгу расположены близко. Поэтому музыкальные занятия влияют на речевое развитие человека, особенно в детском возрасте.

Когда измеряли мозговые импульсы, поющих людей, обнаружили, что во время пения происходят два параллельных процесса: мелодический и текстовой, и они друг с другом не смешиваются. Получается, что люди, много поющие, становятся своего рода Цезарями, умеющими делать два дела одновременно: они постоянно осуществляют вместе две  деятельности – ведут мелодию и произносят текст. Так что человеку, любящему музыку, даже и играть не обязательно – пойте в хоре!

Пение также служит лекарством для больных людей при восстановлении речи. Ведь основа речи – это не слова, а интонирование. Например, известен эксперимент, когда человек, переживший мозговую травму, лишился речи. С ним очень медленно начали свистеть. Через интонацию, через пение он постепенно восстановил речь. Дети, которые плохо пишут, плохо читают, могут справиться со своими проблемами с помощью пения!

Пение, таким образом, является сильным катализатором словесной памяти, расширения объема памяти, умения многоканально мыслить.

Занятия музыкой активно стимулируют рост социальных навыков. Был поведен эксперимент, когда соответствующие тесты  выполняли 27 дошкольников, занимавшихся музыкой, 33 дошкольника, не занимавшихся музыкой, и 16 школьников, которые занимались музыкой систематически в музыкальной школе. И оказалось, что те, кто просто занимался музыкой, несколько улучшил свои результаты при  повторном тестировании через год; те, кто не занимался, не улучшили; а те, кто занимался в музыкальной школе, буквально подскочили под потолок, показали гигантский  прогресс. А ведь речь идет об очень важных навыках: развитое мышление о последствиях означает, что человек способен понять, к чему приведут те или иные действия, а альтернативное мышление означает, что помимо, например, выяснения отношений с помощью силы, человек может увидеть другие возможности. Это свидетельствует о том, что человек, у которого есть опыт музыкальных занятий, лучше понимает других людей, он гибче, он более чуток и способен увидеть ситуацию глазами другого.

В деле социального воспитания музыка каждый раз подтверждает свою положительную роль. Американский исследователь Мартин Гарднер проанализировал статистическую информацию о тысяче жителей штата Род-Айленд в возрасте до 30 лет  и изучил, как связана преступность и музыкальные занятия. Он выяснил: те, кто занимаются музыкой, «грешат» меньше и не склонны задевать своих ближних. Более того: те дети, которые пели в хоре, вовлечены в преступную деятельность меньше, чем все остальные. Те, кто играли на инструменте, почти не вовлекаются в преступные банды. А те, кто знает ноты и умеют читать с листа, преступниками не становятся вообще никогда.

Известно также, что музыка очень развивает математическое мышление. Педагоги провели своеобразные «замеры» математических успехов среди детей, которые занимались и музыкой и математикой. Эти дети происходили как из бедных, так и из благополучных слоев общества. Оказалось, что дети из низших слоев общества настолько чутко реагируют на музыку, что после длительных музыкальных занятий у каждого из них улучшилась успеваемость по математике, причем улучшилась очень заметно. Среди богатых детей улучшение тоже произошло, но не такое резкое, как у детей из неблагополучных  семей. Значит, занятия музыкой значительно повышают интеллектуальный уровень: ведь у богатых детей этот «интеллектуальный уровень» и так был достаточно высок, поэтому и повысился он достаточно скромно. А у бедных развитие пошло просто лавинообразно: если среди не занимавшихся музыкой бедных детей результаты по математике улучшились через год на 11%, а среди занимавшихся музыкой бедных детей – на 21%, то через два года разрыв между «музыкантами» и «немузыкантами» стал еще больше – из не занимавшихся музыкой неблагополучных детей 16% улучшили свои результаты по математике, а из занимавшихся музыкой – уже целых 33%. То есть разрыв между 11% и 21% после первого года – это не так много, а разрыв между 16% и 33% через два года музыкальных занятий – это уже солиднее!

Таким образом, музыканты обладают целым рядом свойств, совместить которые в одном человеке порой бывает невозможно. С одной стороны, они эмоционально чутки и отзывчивы, а с другой – очень стабильны, и их нелегко сбить с толку. Музыканты способны действовать самостоятельно, что они и делают постоянно. В то же время, в силу социальной адаптивности и понимания других людей, они прекрасно работают в команде. Музыканты готовы к риску, и вместе с тем они сопротивляются простым решениям. Они умеют видеть, как подать материал живо и подробно, и в то же время они могут отвлечься от подробностей и увидеть всю ситуацию в целом. Эти выводы сделали американские исследователи в результате массированного внедрения художественных дисциплин в общее образование, так как эти исследователи имели возможность сравнить на каждодневной основе поведение и мышление детей, занимающихся искусством и музыкой, и поведение и мышление детей, занимающихся по стандартной школьной программе.

Из всех проведенных научных данных мы можем сделать вывод о том, что музыка помогает подготовить детей к жизни, превратить их в самостоятельных личностей с повышенной конкурентоспособностью по всем направлениям.

Поэтому музыкальное образование должно руководствоваться лозунгом: «Учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом, а для того, чтобы быть лучшим в любой профессии».